Заполните одно из полей - остальные единицы будут рассчитаны автоматически
Эстетические аспекты выбора древесины: текстура, цвет и внешний вид различных пород
У народностей, проживающих на территории современной Российской Федерации, за много сотен лет сложилась устойчивая традиция возводить жилые дома и сооружения общественного пользования из древесины. Существует немало нюансов выбора последней по плотности и эксплуатационным параметрам, включая эстетику. Цвет, текстура, внешний вид являются базовыми критериями выбора различных пород. На что обратить внимание?
Особенности текстуры
Текстурой принято называть характерный для каждого дерева узор, который образуется при разрезе ствола. Он зависит от строения волокон, наличия сердцевины, количества, характера годичных колец. На внешний вид влияет наличие красящего пигмента и возраст дерева. Примечательно, что можно получить различный рисунок в зависимости от принципа распила. Особая выразительность намечается при разрезе тангенциалом. Это позволяет эффектно сочетать ширину годичных колец с волнообразными элементами. Сердцевинные лучи выглядят как узкие короткие полоски. При поперечном разрезе эти лучи видны как концентрические окружности. Также заметны кора, сердечник. При радиальном - как продольные полоски. Там сердцевинные лучи выглядят как черточки разной длины.
Во многом выбор типа распила зависит от особенностей структуры конкретной породы. Например:
- Эффектный тангенциальный распил у тополя, акации, каштана. Они имеют конусообразные и волнообразные линии внутри и выглядят очень оригинально. Это позволяет их использовать в качестве отделочного полотна для фасада, предметов интерьера, мебели;
- Сердцевинные линии при поперечном разрезе практически незаметны у липы, сосны. У дуба, бука они явно выражены. Поэтому с эстетической точки зрения последние ценятся выше. Часто используются в работах, где есть необходимость выкладки узора мозаикой или создания других декоративных элементов;
- Визуально распил у древесины светлый. Хотя у дуба, сосны, лиственницы центральная часть темнее. Именно эта деталь называется ядром. Она формируется за счет сосредоточивания внутри смол, пигментов, дубильных веществ. Обычно юные растения ядра не имеют. Осветленная часть называется заболонью. Переход между нею и ядром может быть по цвету плавным или резким.
Для подхода подпитывающих веществ на распиле могут прослеживаться различные сосуды. Если они выглядят как сплошные кольца, то называются кольцесосудистыми. В числе таковых - вяз, ясень. А если равномерно рассредоточены по ширине распила, то называются рассеяннососудистыми. В числе таковых груша, ольха, платан, липа. А также граб, береза, осина, орех, клен. Сосуды заметны только при поперечном распиле. При тангенциальном/радиальном разрезах они выглядят как продольные бороздки.
Не всегда заявленный узор точный, симметричный. Поэтому даже древесина с небольшими дефектами высоко ценится при изготовлении художественных изделий и предметов интерьера. Ведь это создает ощущение уникальности и эксклюзивности.
Особенности расцветки
Существует множество вариаций по оттенку. Имеются необычные типы по полутонам даже в пределах одного сорта. Также различия можно определить с учетом теплоты цветовой гаммы. Зачастую встречаются теплые оттенки вроде охры, желтого, оранжевого, коричневого, красноватого. Синие, зеленые, фиолетовые полутона найти сложнее. Поэтому такая древесина больше ценится.
Оттенок спила зависит от атмосферных явлений, в которых произрастало дерево. На окраску влияет время сруба. Чем дольше древесина лежит в срубленном виде, тем темнее она становится. Хотя породы вроде ольхи становятся красноватыми.
Отчасти на цвет влияют грибковое поражение, минеральные соли, которые дерево черпает из почвы, температура воздуха, наличие затемнений от солнца. Тем более, обычно дерево к основанию темнее, а к макушке - светлее. Часто именно этот эффект используется при декоративной обработке, где текстура используется для декора.
Условно можно дифференцировать следующие базовые полутона:
- Желтоватыми считаются береза, ель, липа, пихта, осина, граб, ясень, клен. Данные породы приобретают оттенки от светло-желтого до розоватого или красноватого. Лимонным является барбарис, шелковица относится к категории золотистых, розоватой бывает айлант. Грязно-желтые - боярышник, черемуха, карельская береза;
- К категории коричневых относятся черешня, яблоня, грецкий орех, абрикос. Они могут приобретать светлые, темные полутона желтоватых, розоватых оттенков;
- Красными считаются соответственно красное дерево, кипарис;
- Высветленно-буроватыми обычно бывают вяз, кедр, тополь. Буроватыми с отливами алого, розоватого - это бук, ольха, слива, лиственница, груша. Грязно-коричневыми считаются каштан, рябина. Ванильной – акация, с зеленцой - анатолийский орех;
- Для черной отделки используется эбеновое дерево;
- В числе нехарактерных оттенков редкие породы: оранжевый — крушина, зеленый — хурма, фисташка, розовый — чинара, лавровишня, фиолетовый — сирень, бирючина.
Отчасти выбирают не только по цвету, но и по отблеску. Матовый или сатиновый оттенок имеют тик, липа, осина. Бархатистый глубокий тон распила наблюдается у вяза, ивы, ясеня. Муаровый - у березы, серебристый - у кедра, золотистый – у черешневого фруктового дерева. Графитовый полутон - визитная карточка клена, лавровишни.
Особенности обработки
Текстура влияет на особенности обработки:
- Сосна – простая в процессе проработки. Она отлично режется поперек, строгается. Но для обработки вдоль сложна. Для придания эффектного внешнего вида ее обрабатывают красителями, лаками;
- Сибирская лиственница имеет красновато-коричневый оттенок, покрывается лаками. Такая древесина имеет повышенную устойчивость к влаге, не подвержена деформации. При соблюдении технологии сушки она легко обрабатывается. Используется для изготовления разных изделий, предметов интерьера;
- Кедр твердый, отлично колется, редко подвержен гниению, в его структуре практически не найти изъянов. Это материал для создания оригинальных предметов интерьера. Его поверхность обычно обрабатывают воском, полироли не применяются.